Законодательство     Обзоры федеральных программ     Вопрос - ответ    
 

Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП


ТРЕТИЙ ЭТАП МОСКОВСКОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009-2011 ГГ.
И ЗАДАНИЯ ДО 2015 Г.

Оглавление

ЧАСТЬ I. ПАСПОРТ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА МОСКОВСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009-2011 ГГ. И ЗАДАНИЯ ДО 2015 Г.

ЧАСТЬ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

ЧАСТЬ III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Цель и задачи третьего этапа Программы

Раздел 2. Улучшение жилищных условий молодых семей с использованием жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств

Подраздел 1. Общие положения

Подраздел 2. Улучшение жилищных условий молодых семей путем найма жилых помещений в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы

Подраздел 3.Улучшение жилищных условий молодых семей путем приобретения жилья из жилищного фонда города Москвы

ЧАСТЬ IV.ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ V. ЗАДАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДО 2015 Г.

 

Часть I. Паспорт третьего этапа Московской программы
"Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и задания до 2015 г.


1. Наименование программы
Третий этап Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и задания до 2015 г. (далее - Программа)

2. Основания для разработки

- задачи приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 994-ПП "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг.".

3. Государственный заказчик Программы
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

4. Руководитель Программы
Сапрыкин Петр Васильевич - руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

5. Разработчики Программы
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы

6. Исполнители Программы
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы

7. Сроки выполнения Программы
2009-2011 гг. и задания до 2015 года

8. Цели Программы
- реализация в городе Москве приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- развитие системы государственной поддержки городом Москвой молодых семей в решении жилищной проблемы и создание условий для улучшения демографической ситуации;
- завершение обеспечения жилыми помещениями всех молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. и подавших заявление на участие в Программе;
- повышение социального эффекта от реализации Программы путем вовлечения в нее молодых семей из числа граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

9. Задачи Программы
- совершенствование форм и механизмов обеспечения жильем молодых семей, предусмотренных вторым этапом Программы и Среднесрочной жилищной программой "Москвичам - доступное жилье";
- внедрение системы долгосрочного найма жилых помещений молодыми семьями в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы;
- предоставление жилой площади и социальных выплат участникам Программы в соответствии с программой обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на соответствующий год;
- информирование населения города Москвы о возможностях участия молодых семей в Программе.

10. Основные понятия и определения, используемые в Программе:

Молодая семья
В рамках данной Программы молодой семьей считать семью с детьми, в которой оба супруга (в случае неполной семьи - мать или отец) не старше 35 лет (включительно), а также семью без детей, в которой оба супруга не старше 35 лет (включительно) и состоят в зарегистрированном браке не менее одного года. Все члены молодой семьи должны быть гражданами Российской Федерации и хотя бы один из супругов должен постоянно проживать в городе Москве.

Заявитель
Молодые семьи, согласные с условиями Программы, подавшие заявление и признанные в установленном порядке соответствующими условиям участия в Программе.

Семья молодого специалиста

В рамках данной Программы семьей молодого специалиста считать семью (в том числе неполную) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в городе Москве, в которой хотя бы один из супругов (молодой специалист) не старше 35 лет (включительно) и:
- работает в бюджетной организации системы Комплекса социальной сферы города Москвы;
- является сотрудником государственных органов города Москвы, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы (далее - государственных органов города Москвы), и окончил высшее учебное заведение.

Участник
1. Заявитель, заключивший соответствующий договор на условиях Программы, независимо от возраста, которого достигли супруги (в случае неполной семьи - мать или отец) на момент заключения договора.
2. Семья молодого специалиста, заключившая соответствующий договор на условиях Программы, по представлению бюджетной организации системы
Комплекса социальной сферы города Москвы либо государственных органов города Москвы.
3. Семья молодого преподавателя, талантливого ученого или аспиранта государственного вуза города Москвы, заключившая соответствующий договор на условиях Программы, по представлению Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

Группы заявителей Программы
Первая группа - граждане, подпадающие под определение "молодая семья":
1. Признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке по месту жительства до 1 марта 2005 г.
2. Признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Вторая группа - семьи молодых специалистов, занимающие независимо от формы собственности жилые помещения размером менее нормы предоставления, установленной законодательством города Москвы, при условии соблюдения норм законодательства города Москвы в части действий граждан, приведших к ухудшению жилищных условий.
Третья группа - граждане, подпадающие под определение "молодая семья" и занимающие независимо от формы собственности жилые помещения размером менее нормы предоставления, установленной законодательством города Москвы, при условии соблюдения норм законодательства города Москвы в части действий граждан, приведших к ухудшению жилищных условий:
- по представлению Совета ректоров вузов Москвы и Московской области - семьи молодых (до 35 лет включительно) преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государственных вузов города Москвы
- соответствующие требованиям, установленным правовыми актами Правительства Москвы.

11. Объемы и источники финансирования
1. Объемы жилой площади, направляемой на выполнение Программы, устанавливаются ежегодно при утверждении Правительством Москвы программы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями. Предельными объемами площади жилых помещений для выполнения Программы считать:
- в 2009 г. - 280 тыс.кв.м;
- в 2010 г. - 320 тыс.кв.м;
- в 2011 г. - 340 тыс.кв.м;
- 2012-2015 гг. - не менее 1 170 тыс.кв.м,
в том числе не менее 80 тыс.кв.м в рамках кооперативного жилищного строительства.
Итого в 2009-2015 гг.: не менее 2 110 тыс.кв.м.
2. Финансирование строительства жилья, направляемого на реализацию Программы, осуществляется в рамках реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующий год.
3. Предоставление социальных выплат участникам Программы осуществляется в рамках ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете города Москвы на соответствующий год и правовых актов Российской Федерации.
4. Объемы финансирования, направляемые Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы из бюджета города Москвы на информационную поддержку Программы:
- в 2009 г. - 10 млн. рублей;
- в 2010 г. - 10,5 млн. рублей;
- в 2011 г. - 11 млн. рублей;
- 2012-2015 гг. - 49 млн. рублей.
Итого в 2009-2015 гг.: 80,5 млн. рублей.

12. Ожидаемые результаты реализации Программы
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы:
- в 2009 г. - до 5,1 тыс. семей;
- в 2010 г. - до 5,8 тыс. семей;
- в 2011 г. - до 6,2 тыс. семей;
- в 2012-2015 гг. - не менее 21 тыс. семей, в том числе не менее 1,4 тыс. семей в рамках кооперативного жилищного строительства.
Итого в 2009-2015 гг.: не менее 38 тыс. семей.

13. Контроль за выполнением Программы
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет контроль за выполнением Программы по отчетам, представленным исполнителями


Часть II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами Итоги реализации второго этапа Программы

За период, прошедший с начала второго этапа Программы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 994-ПП "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг." была в целом подтверждена эффективность предлагаемых молодым семьям в рамках Программы способов улучшения жилищных условий. Кроме того, были выявлены и некоторые недостатки реализуемых механизмов, которые учтены при разработке третьего этапа Программы.

Молодым семьям в 2006-2008 гг. было предоставлено 10 699 квартир площадью 705,9 тыс.кв.м. (табл.1).

 

Таблица 1


 

2006 год

2007 год

2008 год*

Итого в 2006-2008 гг.

Направлено на
Программу, тыс.кв.м.

225,0

200,9

280,0

705,9

Всего квартир

3261

2963

4475

10699

В т.ч. по договорам

 

 

 

 

- найма

0

0

1436

1436

- купли-продажи

3261

2729

2746

8736

- найма (для молодых специалистов и ученых)

0

234

293

527


* с учетом предоставления в 2009 году площади, приобретаемой городом за счет средств бюджета города Москвы.

 


Семьям молодых специалистов бюджетных организаций системы Комплекса социальной сферы города Москвы, в т.ч. работникам системы социальной защиты населения, систем образования и здравоохранения города Москвы, семьям молодых преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государственных вузов города Москвы в рамках Программы была предоставлена возможность проживания в квартирах по договорам найма. В рамках второго этапа Программы на эти цели из жилищного фонда города Москвы выделено 527 квартир.

В жилищном фонде коммерческого использования проживают на условиях договора найма более 600 молодых семей, продолжающих накопление собственных средств, которые будут использованы на третьем этапе Программы для приобретения жилья на рынке. При этом освобождающиеся жилые помещения будут предоставлены городом другим молодым семьям, участвующим в Программе.

Вместе с тем, в связи со значительным ростом цен на рынке жилья произошло снижение заинтересованности молодых семей в участии в накопительных жилищных системах. Это проявилось в просьбах молодых семей, проживающих на условиях договоров найма в домах коммерческого использования, перевести их на схему приобретения жилья по льготной стоимости из жилищного фонда города Москвы.

Для приобретения молодыми семьями жилья с использованием механизма купли-продажи с рассрочкой платежа в 2006-2008 гг. направлено 8 736 квартир.

В 2006-2008 гг. (по состоянию на 15 ноября 2008 г.) 1 157 молодым семьям, приобретающим жилье по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, при рождении детей была оказана дополнительная государственная социальная помощь в виде списания части долга за приобретенную квартиру. Объем списания составил 249,6 млн. рублей. Всего в молодых семьях, обеспеченных в рамках Программы жильем, проживают и воспитываются около 6,7 тыс. детей.

Вместе с тем, молодые семьи в рамках Программы отказывались от приобретения жилья с использованием механизма "социальной ипотеки". Это обусловлено отсутствием порядка предоставления социальных выплат на компенсацию части выкупной цены за приобретаемую квартиру в случае рождения (усыновления) ребенка.

Всего в рамках жилищных программ города Москвы (обеспечение жильем очередников по договорам социального найма, переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, "Социальная ипотека" и др.) в период действия второго этапа Программы обеспечена жильем 10 681 молодая семья.

Вместе с тем, в настоящее время на жилищном учете в городе Москве состоит около 34 тыс. молодых семей, удовлетворяющих условиям участия в Программе. Из них около 3 тыс. семей подали заявление на участие в Программе.

В процессе реализации второго этапа Программы не получило развитие строительство жилья молодыми семьями, в т.ч. не состоящими на жилищном учете в городе Москве, в составе молодежных жилищно-строительных кооперативов. Это вызвано изменениями в федеральном законодательстве, определяющими возможность предоставления земельных участков для целей жилищного строительства только на конкурсной основе.

В рамках проводимой работы по информированию граждан по вопросам участия в Программе за период работы Консультационного пункта по программе "Молодой семье - доступное жилье" с 2006 г. по 17 ноября 2008 г. получили консультации 12 135 молодых семей.

Вместе с тем, учитывая значительный объем поступающих обращений молодых семей по вопросам участия в Программе, можно отметить недостаточную осведомленность молодых семей о предлагаемых Программой реальных механизмах улучшения жилищных условий, о целевой аудитории Программы.

В рамках второго этапа Программы была продолжена практика привлечения в установленном порядке ГУП города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья" к управлению, содержанию и техническому обслуживанию многоквартирных домов, построенных в рамках Программы и заселенных молодыми семьями - участниками Программы.

В целях создания наиболее благоприятной и комфортной среды для молодых семей с детьми в рамках мероприятий Года ребенка была проведена инвентаризация детских площадок и дворовых территорий всех домов, построенных по программе "Молодой семье - доступное жилье" и находящихся в управлении ГУП города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья". Среди жителей указанных домов был проведен опрос в части благоустройства придомовых территорий. На основании полученных данных по каждому дому составлены перечни предложений по установке новых детских площадок, отвечающих интересам разных возрастных групп детей, замене старых конструкций на новые, установке спортивных комплексов и коробок для игры в футбол, хоккей, волейбол и т.д., расположение которых согласовано с домовыми комитетами и инициативными группами молодых семей.

Выполнение указанных работ осуществлено без привлечения средств бюджета города Москвы.

В хозяйственном ведении ГУП "Московский городской Центр арендного жилья" находятся нежилые помещения общей площадью 16 392,7 кв.м., расположенные в вышеуказанных домах и переданные Центру в целях создания и развития социально-бытовой инфраструктуры для молодых семей, а также организации досуга и образовательной работы с детьми и подростками.

С учетом изложенного, можно признать положительным опыт ГУП города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья" по управлению, содержанию и техническому обслуживанию многоквартирных домов, построенных в рамках Программы и заселенных молодыми семьями - участниками Программы. Часть III. Основные положения третьего этапа Программы


Раздел 1. Цели и задачи третьего этапа Программы


Цели третьего этапа Программы заключаются в следующем:

1. Реализация задач, поставленных в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

2. Завершение обеспечения жилыми помещениями к концу 2013 г. всех молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в городе Москве до 1 марта 2005 г. и подавших заявление на участие в Программе.

3. Развитие системы поддержки городом Москвой молодых семей в решении жилищной проблемы, в т.ч.:

3.1. Путем погашения части задолженности по ипотечному кредиту, полученному для приобретения жилого помещения из жилищного фонда города Москвы, при рождении (усыновлении) ребенка.

3.2. Развитие системы найма жилых помещений на основании Концепции формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма.

3.3. Внедрение мер дополнительной поддержки в жилищной сфере молодых семей, в составе которых имеются инвалиды.

3.4. Расширение состава участников Программы.

4. Создание условий для улучшения демографической ситуации.

5. Повышение социального эффекта от реализации Программы путем привлечения различных групп молодых семей к участию в Программе.

6. Оказание поддержки в жилищной сфере семьям молодых специалистов бюджетных организаций системы Комплекса социальной сферы города Москвы, государственных органов города Москвы.

7. Повышение уровня информированности молодых москвичей о Программе и положениях приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Цели достигаются решением следующих основных задач:

1. Развитие способов бюджетной, внебюджетной и организационной поддержки городом молодых семей при решении ими жилищной проблемы с учетом норм федерального законодательства и законодательства города Москвы, степени нуждаемости в улучшении жилищных условий и срока нахождения на соответствующем учете, уровня материального достатка, наличия и количества детей, работы в бюджетных организациях города и других факторов.

2. Направление для реализации Программы необходимых объемов жилой площади и финансовых ресурсов.

3. Предоставление возможности участия в Программе гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

4. Осуществление мероприятий по информированию молодых семей о возможных способах улучшения жилищных условий в рамках Программы и о положениях приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Раздел 2. Улучшение жилищных условий молодых семей с использованием жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств

 

 

© 2009 Обзоры и обсуждения федеральных программ нацеленных на поддержку молодых семей в России.